Газовые хранилища в Европе практически пусты, и заполнять их никто не торопится.
Безветренная погода и растущий спрос ведут к резкому росту цен на энергоносители по всей Европе. Первые предприятия готовятся к остановке производства.
Стремительно растущие цены на энергоносители вынуждают первые европейские компании закрывать наиболее энергоемкие заводы. Так, производитель удобрений CF Industries на прошлой неделе остановил производство на двух заводах в Великобритании. Норвежская химическая компания Yara International, имеющая производственные мощности во многих регионах Европы, объявила, что со следующей недели сократит производство аммония на 40 процентов. Да и целый ряд немецких компаний, например, химический гигант BASF или производитель меди Aurubis, открыто жалуются на негативные последствия чрезвычайно высоких цен на электроэнергию, газ, нефть и уголь.
Американский инвестиционный банк Goldman Sachs предупреждает в своём текущем отчете о возможных крупномасштабных отключениях электроэнергии в Европе предстоящей зимой.
Прежде всего, банковские эксперты в области энергетики обеспокоены почти пустыми резервуарами для хранения газа, а также их скудным пополнением. По их словам, если предстоящая зима окажется такой же холодной, как предыдущая, Европе грозит острый энергетический кризис. От правительств может потребоваться закрытие целых отраслей. «Может сложиться очень нехорошая ситуация, если мы не начнем действовать быстро, чтобы заполнить хранилища под завязку», – цитирует агентство Bloomberg главу итальянской инфраструктурной энергетической компании Snam. Впрочем, Италия уже значительно повысила регулируемые государством цены на газ и объявила о дальнейшем повышении цен до зимы.
Даже если крупных отключений электроэнергии удастся избежать, экономике Европы угрожает спираль роста затрат, которая затруднит восстановление после завершения коронавирусного кризиса и приведет к дальнейшему росту потребительских цен. Помимо газа и других источников энергии компаниям не хватает и другого сырья, а также таких комплектующих, как микрочипы. Инфляция в Германии уже сегодня достигла самого высокого уровня почти за 30 лет.
Цена на газ на важнейшей европейской торговой площадке в Амстердаме с начала года выросла более чем в три раза. Обычно газовые хранилища в Германии и других странах Европы к этому времени уже давно должны были пополниться после необычайно долгой и холодной зимы. Однако этого не произошло. Самый важный поставщик газа в Европу, Россия, поставила значительно меньше, чем в предыдущие годы. Объем добычи на газовых месторождениях Европы, которые в основном расположены в Северном море, также ограничен, в том числе и из-за технических сбоев, связанных с пандемией. В то же время растущая мировая экономика, особенно в Азии, обеспечивает массовый рост спроса на природный газ, доставляемый морем, вследствие чего лишь сравнительно небольшое число танкеров доходит до Европы.
Сертификаты CO2 как дополнительный фактор удорожания
И другие источники энергии, например, каменный уголь, в настоящее время продаются на мировом рынке по исторически высоким ценам. В то же время в некоторых частях Европы в последнее время наблюдается необычно безветренная погода. Прежде всего, в Великобритании ветроэнергетика практически обрушилась. А в Германии такие погодные аномалии привели к тому, что производство электроэнергии на основе бурого угля, которое вообще собирались упразднить, вернулось на первое место по объёмам генерации. Однако поскольку электростанции на буром угле выбрасывают особенно много CO2, цена сертификатов CO2 также выросла, что, в свою очередь, привело к удорожанию всех видов выработки энергии из ископаемых источников.
В Германии оптовая цена на электроэнергию уже достигла самого высокого уровня почти за десять лет. Однако то, как это обстоятельство повлияет на рядовых граждан, зависит и от политических решений. Практически все партии заявили, что в случае участия правительства после федеральных выборов доплата на развитие зелёной энергетики, которая в настоящее время составляет более 20 процентов от цены, будет отменена в ее нынешнем виде.