Все больше городов и муниципалитетов Германии устанавливают веб-камеры и размещают их изображения на своих сайтах для просмотра всеми желающими.
Часто веб-камеры показывают пляжи, пейзажи, торговые улицы и т.д. Частично камеры используются и для демонстрации туристических объектов. Некоторые изображения, демонстрируемые в Интернете, обновляются через определенные промежутки времени, которые могут составлять от нескольких секунд до нескольких минут, другие представляют собой так называемые стримы, т.е. непрерывную передачу движущихся изображений, сравнимых с телевизионной картинкой. В обоих случаях помимо фиксируемого места могут быть изображены люди. Узнаваемость этих людей зависит от настроек и разрешения изображения веб-камеры.
Юридическая классификация веб-камер
Правовое регулирование видеонаблюдения, осуществляемого государственными органами, содержится в § 20 Закона ФРГ о защите государственных данных (LDSG). Согласно п. 1 этого положения, "государственные органы (...) могут использовать оптико-электронные устройства для наблюдения за общедоступными помещениями (...) в той мере, в какой это необходимо для выполнения их задач или для осуществления прав владения, и интересы заинтересованных лиц, заслуживающие защиты, не превалируют".
Возникает вопрос, распространяется ли это положение и на использование веб-камер государственными органами. В этом случае использование веб-камер должно быть необходимо для выполнения задач, стоящих перед соответствующим органом. В большинстве случаев это требование не выполняется.
Однако сомнительно, что использование веб-камер является "наблюдением" в смысле данного положения. Обычно этот термин подразумевает активное, целенаправленное восприятие какого-либо процесса. В интересующем нас контексте наблюдение предполагает, что оператор видеонаблюдения (т.е. наблюдатель) внимательно следит за событиями, передаваемыми видеотехникой, или, по крайней мере, пассивно фиксирует их, просто глядя. Регулирование в LDSG также основано на этом типичном сценарии классического видеонаблюдения. Особая угроза праву на информационное самоопределение основана на том, что технология позволяет оператору наблюдать за поведением человека в течение определенного периода времени, возможно, даже без его ведома. Наблюдаемое лицо ставится в неравное положение, поскольку отсутствует взаимность: субъект данных наблюдается, не имея возможности противостоять на том же уровне. В одиночку, через беспрепятственное одностороннее наблюдение, наблюдатель получает определенную власть над собеседником. Такой информационный дисбаланс нарушает основополагающие принципы справедливости и в конечном итоге может поставить под угрозу право личности или право на информационное самоопределение заинтересованного лица. Поэтому закон пытается в определенной степени уравновесить этот дисбаланс.
Однако в случае с веб-камерой отсутствует именно элемент наблюдения со стороны оператора системы. Напротив, здесь каждый пользователь Интернета имеет возможность занять позицию наблюдателя. В принципе, это относится и к человеку, наблюдаемому в определенное время, даже если он, естественно, воспринимает сцену в другое время, т.е. не в то, когда он находился в данном месте. При отсутствии целенаправленного и, как правило, несправедливого одностороннего наблюдения со стороны оператора системы в игру вступает другой элемент: демократизированная возможность наблюдения, так сказать, теперь доступна каждому, причем потенциально во всем мире. Становится очевидным, что акцент угрозы смещается с одностороннего наблюдения, которое само по себе происходит без наблюдения, на глобальную публикацию изображений. Эта проблема решается теми нормами законодательства, которые касаются условий распространения, т.е. опубликования, изображений лиц, - это нормы Закона об авторском праве на произведения искусства. Таким образом, этот закон применим к использованию веб-камер государственными органами; он более конкретен, чем LDSG. Соответственно, к веб-камерам применяются единые требования, независимо от того, эксплуатируются ли они частными или государственными организациями.
Допустимость передачи изображений с веб-камер
Передача изображений в Интернет представляет собой распространение или публичную демонстрацию изображений, что требует согласия соответствующего лица в соответствии с § 22 Закона об авторском праве на произведения искусства (KunstUrhG). Если на изображениях, полученных с помощью веб-камеры, узнаваемы отдельные лица, то такая передача через Интернет в принципе недопустима в соответствии с этим положением. Для идентификации даже не обязательно, чтобы лицо изображенного человека позволяло его опознать. Даже если круг знакомых изображенного лица сможет опознать его, например, по физическим характеристикам, распространение изображений будет незаконным.
В принципе, недопустимость может быть преодолена путем получения согласия изображенного лица. Однако в случае с веб-камерой практически невозможно получить явное заявление о согласии от каждого человека, оказавшегося в зоне действия камеры в общественном месте. Недостаточно также привлечь внимание к работе веб-камеры с помощью соответствующих объявлений, а затем предположить, что, например, лица, попадающие в зону действия камеры, заявляют о своем квазиконкретном согласии на распространение их изображения. Уведомление не дойдет до всех адресатов, и, кроме того, вхождение в определенные зоны невозможно избежать без существенных неудобств для заинтересованного лица. Поэтому простое посещение таких мест не может иметь пояснительного значения. Однако при определенных условиях Закон об авторском праве на произведения искусства допускает публикацию изображений в порядке исключения, даже если на них изображены лица. Согласно § 23 (1) № 2 KunstUrhG, такие изображения могут быть опубликованы без согласия заинтересованных лиц, если они фигурируют только в качестве аксессуара рядом с пейзажем или другой местностью. В зависимости от конкретной ситуации можно ли рассматривать изображенных лиц в качестве аксессуаров к изображенному пейзажу и т.п. В принципе, это так, если людей можно было бы и не изображать, не меняя предмета и характера изображения. Определенную роль играет также размер изображенных лиц по отношению к размеру изображения и их положение на снимке. В случае с веб-камерами, передающими изображение общественных мест в Интернет, часто можно увидеть людей, населяющих эти места. Однако эти люди, как правило, не определяют характер изображения. В зависимости от настроек веб-камеры это могут быть обзорные снимки, на которых люди показаны лишь в небольшом размере и не занимают доминирующего положения в кадре. Поэтому в большинстве случаев операторы веб-камер могут воспользоваться вышеупомянутым исключением, предусмотренным KunstUrhG.
Это означает, что люди могут быть изображены до тех пор, пока они выглядят как "аксессуар" по отношению тем местам, которые в основном фиксируются. Даже то обстоятельство, что в отдельных случаях человек может быть узнан - например, по особенно заметным внешним признакам - несмотря на его "аксессуарный характер", не говорит против разрешения на распространение изображения в соответствии с § 23 (1) № 2 KunstUrhG. Иное возможно только в том случае, если камера установлена таким образом, что позволяет фотографировать отдельных лиц в публичном пространстве, что обеспечивает изображенному лицу оптическое преобладание над местностью. Это относится, например, к низко расположенной камере, которая более четко и крупно изображает людей, находящихся на переднем плане изображения. То же самое можно сказать, если камера предоставляет возможность панорамирования и увеличения отдельных объектов.
Однако право на публикацию таких изображений дополнительно ограничено § 23 (2) KunstUrhG. Соответственно, распространение изображений допустимо только в том случае, если оно не нарушает законных интересов изображенного лица. При этом необходимо учитывать характер распространения изображений: они передаются в Интернет и могут быть доступны по всему миру. Изображенные лица имеют законный интерес в защите своих личных прав. Это включает в себя их право передвигаться в общественном пространстве без доведения этого факта до мировой аудитории.
В дополнение к § 23 (1) № 2 KunstUrhG, описанному выше, в соответствии с пунктом (2) необходимо, чтобы лица, запечатленные веб-камерой, регулярно не идентифицировались. Это не представляет проблемы, например, в случае обзорного снимка пешеходной зоны, на котором прохожие различимы лишь смутно. Хотя в целом идентификация изображенных лиц не должна быть возможной, в ряде случаев это может быть возможно благодаря специальным знаниям, имеющимся у некоторых зрителей изображений (например, знание определенных внешних характеристик автомобилей, зафиксированных на улице, и знание того, что этим автомобилем всегда управляет определенный человек). С этим остаточным риском можно смириться в соответствии с вышеупомянутыми правилами.
Заключение
Распространение изображений, полученных с помощью веб-камер, на сайтах государственных органов в принципе допустимо при соблюдении вышеуказанных правовых условий.
Замечания по применению
Прежде чем вводить в эксплуатацию веб-камеры, государственные органы Германии должны тщательно продумывать расположение и разрешение изображений. Если планируется показывать только населенные пункты и пейзажи, то достаточно разрешения, позволяющего видеть все в достаточной четкости. Предпочтение следует отдавать панорамным снимкам, сделанным с большего расстояния. Функции масштабирования, затрудняющие распознавание людей или объектов, которые могут быть отнесены к людям (например, автомобилей), как правило, не должны предоставляться.