Ещё в начале 90-х в Германии (особенно в её восточной части) стали набирать популярность так называемые однодневные туры в соседние страны и города, например, в чешскую столицу Прагу.
Выглядело это так: в туристический автобус набивалось несколько десятков "новых граждан ФРГ" (в основном безработные или пенсионеры) в легко узнаваемых штапельных брючках и курточках мышиного цвета "сделано в ГДР". Рядом с водителем усаживался гид, и тургруппа отправлялась в круиз по цене бутылки водки.
До границы всё шло чинно-благородно, но стоило автобусу заехать на чешскую территорию, как салон погружался в состояние своеобразного массового психоза. В роли Кашпировского выступал гид. Особых талантов от него не требовалось – публика заранее знала, за чем именно ехала, поэтому дежурной плоскости типа "Итак, мы въезжаем в Чехию, теперь будьте особенно осторожны" было вполне достаточно, чтобы вызвать в салоне первую волну одобрительного гула. Шоу начиналось.
Впрочем, надо отдать должное тогдашнему гиду – он знал своё дело. Во всяком случае, обилие детальной информации чуть ли не о каждом попутном чешском "развалившемся колхозе" или "обанкротившемся заводе" впечатляло. Однако безусловным хитом были рассказы о пятачках с чешскими шлюхами, иногда дополняемые туманными подробностями о чрезмерно нежном возрасте некоторых жриц любви. Порой даже казалось, что этих данных как-то слишком много для турпоездки, но коллективное цоканье языками и взрывы здорового солдатского смеха, регулярно сопровождавшие рассказ гида, убедительно подтверждали его глубокое понимание запросов аудитории.
Впрочем, ближе к Праге экскурсовод переходил к практическим вопросам – давал советы, где можно закупиться дешёвым пивом и сигаретами, и, конечно же, снова и снова рекомендовал проявлять особую бдительность, находясь среди этих самых, сами понимаете, чехов, а также назначал место и время встречи для возвращения в благословенную землю обетованную. И уже через пару-тройку часов изрядно загрузившиеся (во всех смыслах) бюргеры с порозовевшими носами спешили на родину, удовлетворённо и победно оглядывая из окошка эти дикие, но уже знакомые окрестности. В салоне витали пары чешского пива и спёртый дух хозяев жизни в штапельных штанишках.
Из такой поездки немецкие туристы кроме пива и сигарет выносили (и, скорее всего, всё ещё выносят) главное: везде дерьмо, в Германии всё прекрасно. Бюргер удовлетворён, задача выполнена.
Примерно тот же самый нехитрый механизм национального самоудовлетворения за счёт соседских "союзных" государств широко практикуется немецкими СМИ и в тех случаях, когда властям требуется промыть бюргерам мозги по линии "смотрите, какой ужас у них там, и радуйтесь, что вы здесь". Особенно хорошо работает, разумеется, тема проституции в самых различных вариациях, но с неизменной фабулой болезненной доминантности, когда богатый немецкий "барин" за копейки имеет чешскую и прочую восточноевропейскую нищету, а немецкие хорошие люди, дрожа подбородочками, как бы осуждают соотечественников и (как обычно, безрезультатно) борются за всё хорошее против всего плохого. В особо критичных случаях в порцию пропаганды для крепости добавляют откровенную чернуху, например, проституцию среди несовершеннолетних. Вот лишь два примера из бесчисленной череды.
Выглядело это так: в туристический автобус набивалось несколько десятков "новых граждан ФРГ" (в основном безработные или пенсионеры) в легко узнаваемых штапельных брючках и курточках мышиного цвета "сделано в ГДР". Рядом с водителем усаживался гид, и тургруппа отправлялась в круиз по цене бутылки водки.
До границы всё шло чинно-благородно, но стоило автобусу заехать на чешскую территорию, как салон погружался в состояние своеобразного массового психоза. В роли Кашпировского выступал гид. Особых талантов от него не требовалось – публика заранее знала, за чем именно ехала, поэтому дежурной плоскости типа "Итак, мы въезжаем в Чехию, теперь будьте особенно осторожны" было вполне достаточно, чтобы вызвать в салоне первую волну одобрительного гула. Шоу начиналось.
Впрочем, надо отдать должное тогдашнему гиду – он знал своё дело. Во всяком случае, обилие детальной информации чуть ли не о каждом попутном чешском "развалившемся колхозе" или "обанкротившемся заводе" впечатляло. Однако безусловным хитом были рассказы о пятачках с чешскими шлюхами, иногда дополняемые туманными подробностями о чрезмерно нежном возрасте некоторых жриц любви. Порой даже казалось, что этих данных как-то слишком много для турпоездки, но коллективное цоканье языками и взрывы здорового солдатского смеха, регулярно сопровождавшие рассказ гида, убедительно подтверждали его глубокое понимание запросов аудитории.
Впрочем, ближе к Праге экскурсовод переходил к практическим вопросам – давал советы, где можно закупиться дешёвым пивом и сигаретами, и, конечно же, снова и снова рекомендовал проявлять особую бдительность, находясь среди этих самых, сами понимаете, чехов, а также назначал место и время встречи для возвращения в благословенную землю обетованную. И уже через пару-тройку часов изрядно загрузившиеся (во всех смыслах) бюргеры с порозовевшими носами спешили на родину, удовлетворённо и победно оглядывая из окошка эти дикие, но уже знакомые окрестности. В салоне витали пары чешского пива и спёртый дух хозяев жизни в штапельных штанишках.
Из такой поездки немецкие туристы кроме пива и сигарет выносили (и, скорее всего, всё ещё выносят) главное: везде дерьмо, в Германии всё прекрасно. Бюргер удовлетворён, задача выполнена.
Примерно тот же самый нехитрый механизм национального самоудовлетворения за счёт соседских "союзных" государств широко практикуется немецкими СМИ и в тех случаях, когда властям требуется промыть бюргерам мозги по линии "смотрите, какой ужас у них там, и радуйтесь, что вы здесь". Особенно хорошо работает, разумеется, тема проституции в самых различных вариациях, но с неизменной фабулой болезненной доминантности, когда богатый немецкий "барин" за копейки имеет чешскую и прочую восточноевропейскую нищету, а немецкие хорошие люди, дрожа подбородочками, как бы осуждают соотечественников и (как обычно, безрезультатно) борются за всё хорошее против всего плохого. В особо критичных случаях в порцию пропаганды для крепости добавляют откровенную чернуху, например, проституцию среди несовершеннолетних. Вот лишь два примера из бесчисленной череды.
Заканчивался 2003 год. Чехия активно и честно работала на вступление в Евросоюз весной 2004 года. Столь удачного момента, чтобы макнуть соседа в дерьмо, качественные немецкие СМИ упустить, конечно же, не могли. И флагман немецкой пропаганды, издание Die Welt разразилось эпической статьёй "Приграничные растлители малолетних" (ссылка). Ссылаясь на чешскую прессу и, для пущей солидности, на некий доклад Unicef, таблоид сообщил буквально следующее: "Немецкие растлители давно уже не летают в Таиланд. Для удовлетворения извращённых потребностей достаточно пересечь близкую границу с Чехией. В этом крупнейшем европейском борделе под открытым небом клиентам продают малолетних и даже грудных детей буквально через окно автомобиля". Далее, ссылаясь на публикацию в некой "уважаемой чешской газете", но не называя и не показывая её, немецкие журналисты своими словами описывают опубликованную там иллюстрацию: "Полураздетый зрелый немецкий мужчина с окладистой бородкой, плюшевым мишкой в одной руке и купюрой в 50 евро в другой руке требует выполнения заказа по-немецки: 'Заверните вот эту малышку, пожалуйста!'".
Далее в статье вроде как с осуждением, однако, зачем-то и с многочисленными статусными подробностями описывается средний немецкий сластолюбец. Это один из "100000 немецких мужчин верхнего сегмента среднего класса на весьма роскошном автомобиле, которые совершают секс-туры в Чехию и всё чаще требуют удовлетворения своих извращённых потребностей". Чешские власти, понятное дело, бездействуют, несмотря на то, что баварские тележурналисты вот уже много лет указывают им на проблему. Далее идут пространные словоблудия о самоотверженности немецких блюстителей нравов, политической возне вокруг этой темы в чешском парламенте и, конечно же, обязательное интервью с проститутками "Ириной и Людмилой", на лицах которых "их жалкое прозябание оставило неизгладимые следы". Что и требовалось доказать. Бюргер получает картинку не столько о немецких растлителях, сколько о бардаке, нищете и беспределе в соседней стране. Бюргер удовлетворён, задача выполнена.
Чехию в Евросоюз взяли. За имидж она зря беспокоилась – нормальный имидж оказался, не хуже прочих. Но прошло ещё полтора десятка лет, наступил 2016 год, и начались проблемы с имиджем у самой Германии. А это значит, что пора доставать старую шарманку. Сказано – сделано. И в "Берлинском курьере" немедленно появляется статья о том, как чешские "матери делают макияж своим несовершеннолетним детям и выставляют их на продажу". Далее – всё, как по нотам. Хорошие сотрудницы немецких благотворительных организаций сбиваются с ног, раздавая презервативы и тем самым вроде как спасая малолетних чешских проституток, которые из крайней нужды вынуждены продаваться немецким клиентам, подъезжающим, естественно, "на чёрном BMW 320". Однако немецкие общественницы отдельно и особо подчёркивают, что чешские шлюхи, в том числе и несовершеннолетние, неисправимы – и после детдома, и после тюрьмы они снова и снова возвращаются к привычному ремеслу, порой становясь и сутенёршами. Что поделать, "такова местная реальность – порой жертвы сами становятся преступниками". Статья заканчивается лирически: преодолев 358 километров по немецко-чешскому приграничью, немецкая журналистка и её собеседницы-общественницы молча и опустошённо сидят в машине. У них нет слов – слишком много страшного они увидели, услышали и пережили. Но журналистский подвиг был не напрасен – мозги немецкого читателя снова промыты до блеска, ведь теперь он точно знает, что любые немецкие проблемы – это ерунда по сравнению с тем адом, который царит в Чехии. Бюргер удовлетворён, а это значит, что задача снова выполнена.